суббота, января 07, 2006

ARP: что дальше?

Пока я раскачивался, Майкл Клишин в своем блоге уже анонсировал анонс Арала Балкана о планах на ARP 3. Налицо нарождающаяся конкуренция по части новостей, которая, я так думаю, приведет к возрастанию удельной доли аналитических материалов в русскоязычной блогосфере.

Попробую подойти к новости слегка с другого бокв и представить ее для людей, не сильно знакомых с предметом. Для начала, что такое ARP? Словами создателя этого фрэймворка Арала Балкана:

«ARP - это просто мощный структурный фрэймворк для создания насыщенных интернет-приложений (Rich Internet Applications, RIAs) на базе Macromedia/Adobe Flash-платформы. Простота и DRY (Don't Repeat Yourself, Не Повторяй Себя) - основные догматы ARP. ARP помогает повысить продуктивность разработчиков при написании и изучении кода, а также интегрируется с большинством серверов приложений и баз данных. По мере возможности ARP использует общепринятые паттерны проектирования, которые включают в себя такие паттерны, как Controller, Business Delegate и Value Object. ARP устанавливает соглашения по конфигурированию, что означает использование разумных значений по умолчанию и правил именования там, где только возможно. Конечной целью является сокращение начального этапа разработки новых RIA-проектов практически к нулю, а также продвижение передового опыта и тестирования перед разработкой при создании RIAs на базе Flash-платформы.»

Прочитать о планах на ARP 3 вы можете в вышеупомянутом блоге, а также в первоисточнике на языке оригинала или в дополнительном источнике. Я попытаюсь вкратце осветить историю и альтернативы данного решения. Арал Балкан известен рядом связанных с Flash-платформой продуктов и инициатив. Это и FlashAnt, и Ariaware Optimizer. Он основал консалтинговую фирму Ariaware, на базе которой был разработан коммерческий фрэймворк ARP (Ariaware RIA Platform). В качестве коммерческого продукта ARP эволюцинировал до версии 2.01, после чего был выпущен под опенсорсной лицензией в качестве версии 2.02. Данную версию, сопровожденную полной документацией на английском, и примеры приложений можно скачать с официального сайта. Инициатива выпуска продукта с исходным кодом не прошла бесследной для Арала. Назревало опенсорсное Flash-сообщество. И последней каплей, переполнившей кубок такого стремления, был выпуск бесплатного компилятора AS2 с открытым исходным кодом mtasc, которым мы обязаны Nicolas Cannasse (отдельная очень яркая личность опенсорсного Flash-сообщества). Арал стал инициатором объединения таких инициатив под эгидой сайта osFlash. Данный сайт имеет свой репозиторий исходных кодов, куда и было перенесено дальнейшее развитие ARP. Собственно, и сама страничка ARP перенесена туда.

В настоящий момент силами сторонних разработчиков ARP расширяется и развивается. Думаю, что рано или поздно это приведет к появлению оригинальных материалов на русском языке (об участии представителей русскоязычных разработчиков в мировом опенсорсном Flash сообществе стоит упомянуть отдельно: это пионер движения Евгений Потапенко aka john с его Flashout (буква F в FAMES, которая сейчас трансформировалась в AMES в связи со встраиванием функциональности Flashout в ASDT, с отсутствием поддержки Евгением своего плагина и, если быть честным, в связи с тем, что его плагин хоть и бесплатный, но не обладает открытым исходным кодом, так вот буква F - это его Flashout), это Игорь Садовский из Симферополя с проектом MX v.2 Components Patch, а также Игорь Агеев с интересным проектом MXML2UI. Если я кого-то забыл, думаю, благодарные читатели напишут об этом в комментариях :).

Теперь упомяну об альтернативах ARP. Таких я знаю две: это Cairngorm от iteration::two и ASAP ActionScript Application Framework. Все три фрэймворка (включая ARP) служат целью облегчить создание RIA и базируются на паттернах. Cairngorm, по моему мнению, наиболее близок ARP, но, как и вся деятельность iteration::two, направлен больше на Flex. Кстати, о паттернах, которые легли в основу Cairngorm, можно прочитать в главе из жутко переведенной на русский книги Macromedia Flash MX 2004 ActionScript 2.0. Справочник разработчика. Глава написана все теми же парнями из iteration::two. Также на их страничке, посвященной разработке RIA на AS2 можно скачать пример приложения, основанного на этих паттернах.

Теперь, я думаю, что я вас достаточно заинтересовал и предоставил всю необходимую информацию. Жду от вас дельных комментариев и интересных статей :)

Комментариев 4:

Anonymous Анонимный сообщает:

Ну, конкуренция, как известно, на руку потребителю. Да и конкуренция пока плотнее некуда -- два ресурса, один (Рост) в уме.

;)

Комментировать биографию Арала мне сложно, поэтому скажу о фрэймворках. Когда я после ARP первый раз попробовал Cairgorn -- я плевался. Какой-то он неинтуитивный. Возможно потому, что именно на Флекс и ориентирован. ASAP ActionScript Application я не видел, но, думаю, если Балкан сделает все задуманное в ARP3, остальные станут просто ненужными. Хотя кто знает, во что может мутировать Cairgorn по выходу Flex 2.

07 января, 2006 23:20  
Blogger Unknown сообщает:

Так это тоже пример конкуренции :) Существование альтернатив двигает прогресс. Как говорится, трудно двигаться вверх если не вставать кому-то на плечи.

08 января, 2006 10:24  
Blogger Rip The Spam сообщает:

Отличный пост. Его можно смело использовать как путеводитель по современному OSFlash-течению. Но не стоит ли у нему добаваить ссылки на ActionStep и т.п (если уж в нем есть практически непроизносимый Cairngorm ;)?, А что, если его этот пост перевести в статус обновляемой статьи?
Получится типа карты современноого osflash.

03 мая, 2006 17:00  
Blogger Unknown сообщает:

2Рост
Только пост этот древний очень. А для обновления проще перенести его в Майкловскую wiki и коллективно обновлять :) Тем более, что моя версия истории субъективна...

03 мая, 2006 22:10  

Отправить комментарий

Вернуться на главную